В чём разница между GPT и MBR при создании разделов на диске?

Всем доброго времени суток уважаемые читатели. GPT или MBR? А что это вообще такое? В чем разница? Давайте я напишу об это поподробнее. Подключите новый диск к компьютеру под управлением Windows 8.1 или 8, и вас спросят, хотите вы использовать MBR или GPT. GPT — новый стандарт и он постепенно приходит на смену MBR.

[ad name=»allerror-ssilki»]

GPT имеет множество преимуществ, но MBR выигрывает в совместимости и всё ещё необходим в некоторых случаях. К тому же этот стандарт поддерживает не только Windows, его могут использовать Mac OS X, Linux и другие операционные системы.

Для чего нужны GPT и MBR?

Прежде чем использовать диск, его необходимо разбить на разделы. MBR (Главная загрузочная запись) и GPT (Таблица разделов GUID) представляют собой два различных способа хранения информации о разделах диска. Сюда входят данные о начале и конце разделов, чтобы система знала, к какому разделу принадлежит каждый сектор, и какой раздел является загрузочным. Вот почему вы должны выбрать MBR или GPT перед созданием разделов на диске.

Для чего нужны GPT и MBR?

Ограничения MBR

Аббревиатура MBR расшифровывается как Главная загрузочная запись. Этот стандарт был представлен в 1983 году вместе с DOS 2.0 для IBM PC.

Он называется главная загрузочная запись, так как MBR — это специальный загрузочный сектор, расположенный в начале диска. Этот сектор содержит загрузчик для установленной операционной системы, а так же информацию о логических разделах диска. Загрузчик — это небольшой кусок кода, который обычно используется для загрузки большого загрузчика с другого раздела или диска. Если на вашем компьютере установлен Windows, здесь будут находиться начальные элементы загрузчика Windows. Именно поэтому вам приходится восстанавливать MBR, если он был перезаписан и Windows не загружается. Если у вас установлен Linux, MBR чаще всего будет содержать загрузчик GRUB.

MBR работает с дисками объёмом до 2 Тб., но он может справиться и с дисками большего размера. Кроме этого MBR поддерживает не более 4 основных разделов. Если вам нужно больше, придётся сделать один из основных разделов «расширенным разделом» и разместить в нём логические разделы. Впрочем, чаще всего вам этот трюк не потребуется.

Читайте также:  Стоит ли оставлять ноутбук включённым с сеть постоянно?

MBR стал индустриальным стандартом, который все использовали для создания разделов на дисках и загрузки с них. С того самого момента некоторые разработчики начали полагаться на трюки вроде расширенных разделов.

GPT и MBR

Преимущества GPT

GPT означает Таблица разделов GUID. Это новый стандарт, который постепенно приходит на смену MBR. Он является частью UEFI, а UEFI заменяет старый неудобный BIOS так же, как GPT заменяет MBR на что-то более современное. Он называется таблицей разделов GUID, поскольку каждому разделу на вашем диске присваивается «уникальный глобальный идентификатор» или GUID — случайная строка такой длины, что каждый GPT раздел на Земле, скорее всего, обладает уникальным идентификаторов.

У этой системы нет ограничений в отличии от MBR. Диски могут быть гораздо объёмнее, а ограничение на размер будет зависеть от операционной и файловой систем. GPT позволяет создавать практически неограниченное количество разделов. Всё будет зависеть от вашей операционной системы. К примеру, в Windows можно создать до 128 разделов на GPT диске, так что вам больше не придётся возиться с расширенными разделами.

На MBR диске данные о разделах и загрузочная информация хранятся в одном месте. Если эти данные повреждены или перезаписаны, у вас проблемы. GPT же хранит несколько копий этих данных по всему диска, поэтому работает гораздо быстрее и позволяет восстановить повреждённую информацию. GPT так же хранит значения циклического избыточного кода (CRC), чтобы точно знать, что данные нетронуты. Если информация повреждена, GPT замечает проблему и пытается восстановить повреждённые данные с другого места на диске. MBR не может узнать о повреждении информации. Вы увидите, что возникла проблема, только если не сможете загрузить систему или один из разделов диска исчезнет.

Читайте также:  Сколько оперативной памяти вам на самом деле нужно?

Преимущества GPT

Совместимость

GPT диски обычно включают «защитный MBR». Этот тип MBR сообщает системе, что GPT диск представляет собой один большой раздел. Если вы попытаетесь настроить GPT диск старым инструментом, который может читать только MBR, он увидит один раздел, распространяющийся на весь диск. Таким образом, MBR предотвращает ситуацию, при которой старые инструменты посчитают GPT диск неразмеченным и перепишут данные GPT информацией MBR. Другими словами, защитный MBR защищает данные GPT от перезаписи.

Windows может загружаться с GPT только на компьютерах с UEFI, работающих под управлением 64-битных версий Windows 8.1, 8, 7, Vista и соответствующих серверных версий. Все версии Windows 8.1, 8, 7 и Vista могут читать GPT диски и использовать их для хранения данных, но они не могут с них загружаться.

Другие современные операционные системы так же могут использовать GPT. Linux имеет встроенную поддержку GPT. Компьютеры компании Apple на базе процессоров Intel больше не используют схему APT (Таблица разделов Apple), заменив её GPT.

Таблица разделов Apple

При настройке диска вы, скорее всего, захотите использовать GPT. Это более современный и быстрый стандарт, к которому движутся все компьютеры. Если вам необходима совместимость со старыми системами, например, возможность загружать Windows на компьютере с традиционным BIOS, придётся пока остановиться на MBR.

Жду ваши высказывание по этому поводу в комментариях. Ну, а пока вы думаете что писать, посмотрите небольшое видео-ролик.

[youtube width=»450″ height=»350″]https://www.youtube.com/watch?v=_uBbttrQLZI[/youtube]

4.3 7 голосов
Рейтинг статьи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оцените статью (Ваш голос важен для нас):
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (31 оценок, среднее: 4,45 из 5)
Загрузка...
Подписаться
Уведомление о
guest
60 Комментарий
Более старые
Более новые Самые популярные
Встроенные отзывы
Просмотреть все комментарии
Никита Буйлов
Никита Буйлов
27.11.2014 7:41 дп

Значит ли это, что GPT-диск не может быть системным? Я не смогу туда установить Windows 8, 8.1?

predatorsss
predatorsss
27.11.2014 5:29 пп
Ответить на  Никита Буйлов

Здравствуйте. GPT-диск может быть системным.
Для того, чтобы установка системы шла на GPT диск, Вам уже не нужно конвертировать диск — если он полностью чистый, он будет размечен под GPT из установщика при неукоснительном соблюдении всех условий:
— Устанавливаемая система должна быть х64;
— В Boot Menu Bios: UEFI boot должен быть Enabled;
— Secure Boot — disabled.
— Девайс, с которого будете устанавливать, должен иметь префикс «UEFI» (в случае с приводом — UEFI-Имя_привода)

Там есть много нюансов, которых нужно строго придерживаться.

Никита Буйлов
Никита Буйлов
28.11.2014 1:25 пп
Ответить на  predatorsss

Понятно. А то меня смутила строчка:

«Все версии Windows 8.1, 8, 7 и Vista могут читать GPT диски и
использовать их для хранения данных, но они не могут с них загружаться».

Яяя
Яяя
18.10.2016 9:59 дп
Ответить на  Никита Буйлов

скорее всего пропущено «32 бит»

Александр
Александр
10.02.2017 3:46 пп
Ответить на  predatorsss

СПАСИБО ТЫ МЕНЯ СПАС. ПОМОГЛО

Игорь
Игорь
07.12.2017 10:29 дп
Ответить на  predatorsss

Здраствуйте,а помогите мне тоже определить в каком формате у меня стоит виндовс GPT или MBR!

Вася
Вася
08.06.2018 3:53 пп
Ответить на  Игорь

А в свойствах диска посмотри (оборудование — тома, и смотри стиль разделов)

Kylo
Kylo
19.12.2014 8:39 пп

А если у меня в системе два диска один GPT (системный) а второй будет MBR (файлопомойка, отдельный диск) — будет ли винда с ним взаимодействовать?

Иван Яковенко
Иван Яковенко
29.12.2014 11:33 дп
Ответить на  Kylo

да будет :)

Polik Arpov
Polik Arpov
29.01.2015 12:45 пп

Спасибо.

Fya EXel
Fya EXel
12.03.2015 12:10 пп

GPT Это более современный и быстрый стандарт, к которому движутся все компьютеры.

— обоснуете, или зачем людей вводите в заблуждения?

Дмитрий
Дмитрий
10.04.2016 5:31 пп
Ответить на  Fya EXel

Купил 4Тб винч и столкнулся с проблемой разбивки, кроме ГэПэТэ других вариантов нет

R3d_B3ar
R3d_B3ar
15.07.2016 7:42 пп
Ответить на  Дмитрий

Нет и не будет, MBR поддерживает до 2ТБ, но это не обоснование слов автора про быстрый стандарт. С чего вдруг диск с ГПТ быстрее диска с МБР?

sophos
sophos
07.12.2017 9:58 пп
Ответить на  R3d_B3ar

вероятно потому, что с GPT работает только с uefi (или с очень долгим вкуриванием и танцем с бубном, если вдруг все же приспичит с биоса) плюс другая разметка диска более оптимизирована (как заявляют гайды) в плане размещения информации.

Амир Амиралиев
Амир Амиралиев
03.05.2015 12:10 пп

Как в меню установки Windows 7 отформатировать раздел в GPT? Думаю, что 7 не будет по умолчанию выбирать GPT, вместо MBR

predatorsss
predatorsss
12.05.2015 6:33 пп
Ответить на  Амир Амиралиев

Здравствуйте. Отформатировать HDD перед инсталляцией Windows 7 можно и с помощью сторонних программ, таких как «Acronis Disk Director», «Paragon Partition Manager»

Виктор Фрост
Виктор Фрост
26.05.2015 8:47 дп
Ответить на  predatorsss

Все это можно сделать прямо при инсталляции нажав Shift +F10 и через командную строку по средством diskpart. Соответственно вся информация удалится. Если вы желаете перейти с MBR на GPT, то сторонней программой конвертируйте MBR в GPT без потери данных и перенесите загрузчик EFI на свой раздел с системой.

Vitalii Danylov
Vitalii Danylov
25.06.2015 10:17 пп

Подскажите пожалуйста, как стоит установить win8.1 и linux mint 17.2 на SSD. В режиме UEFI чтобы был один раздет виден как с linux так и с win8.1, стоит ли использовать GPR разделы?

Farid Anvarli
Farid Anvarli
02.08.2015 7:11 дп

Сраные ноутбуки от днс на GPT и установка туда чистой винды не всегда получается удачным. Дело,в том что HDD не находит

Александр
Александр
07.12.2015 6:10 пп

Расскажите, как на этот гпт установить 7 рядом с 8.1 — нельзя убивать настроенную ос с кучей приложений просто потому, что под 8 не смогли настроить печать по сети.

Дмитрий
Дмитрий
10.04.2016 5:33 пп
Ответить на  Александр

Воспользоваться поиском и настроить сеть в восьмерке.
Апнуть 8 до 10
Поставить вторую систему на отдельный винч и воткнуть сторонний загрузчик, например Grub или Acronis

Top1pot
Top1pot
14.04.2016 11:41 дп
Ответить на  Александр

«просто потому, что под 8 не смогли настроить печать» ЛОЛ :))))))))) афтар жжот песши есчо! :)))))))))

Прохожий
Прохожий
18.03.2016 7:13 дп

никакой разницы с MBR. очередная попытка раскрутить покупателя

Денис
Денис
27.03.2016 1:14 пп

Друг, а подскажи мне. Мне нужно создать загрузочную флешку с Виндовс 10. Я не знаю как правильно выбрать схему раздела в Руфусе. Винда не грузится, синий экран, но как я понимаю стоит обычный биос версии 208 На asus e402sa. Я создаю в схеме MBR, флешка в NTFS
Вот видео с моей проблемой https://www.youtube.com/watch?v=Ek6P5Z2J6EI
Может ли быть что флешка не годится? или это проблема с железом. Комп чистый, новый.

Константин
Константин
04.04.2016 1:56 пп
Ответить на  Денис

флешка должна бить в FAT32 а не в NTFS

Human_Potato
Human_Potato
30.07.2016 8:35 дп
Ответить на  Денис

Да да, все в биосе настраивай….У меня ноут с 4 usb-3 и как оказалось gpt .При установке разделов ошибка ,мол гпт не установлюсь. В биосе включил uefi , вшил дрова в винду под usb-3 (на ютубе найти можно) И создал флешку через ultraiso. Кстати 10-ка тоже залупалась по поводу gpt, но разрешила установку!!

Николай
Николай
04.04.2016 10:35 пп

) Перевел загрузочный раздел в GPT, установил систему, в Биосе выставил как рекомендовали :
— Устанавливаемая система должна быть х64;
— В Boot Menu Bios: UEFI boot должен быть Enabled;
— Secure Boot — disabled.
— Девайс, с которого будете устанавливать, должен иметь префикс «UEFI» (в случае с приводом — UEFI-Имя_привода)

БИОС встал в ступор при загрузке — даже КМОК не запускает — он просто офигел от нового стандарта )))
Поставил Винт на другой комп — перевел назад на MBR, переустановил систему и больше Эксперементировать нет желания…
Видимо под новинку надо и железо не старее 15-го года )

Alex
Alex
13.04.2016 8:07 дп
Ответить на  Николай

Ерунду говорите уважаемый, у меня железка (ноут) 2014 года, все работает на ура, установлено три оси: win7, 10 и пингвин, на одном винчестере с разметкой в стиле GPT (UEFI). Единственный момент! Если вы хотите использовать UEFI+GPT, то оси от мелкомягких обязательно должны быть лицензионными, это единственный минус GPT. Представьте, что ваш диск в стиле GPT и раздел на нем имеет уникальный ID в пределах планеты, понимаете о чем я? А конкретно в вашей ситуации — обновите прошивку железки до актуальной, как раньше говорили — обновите BIOS, теперь следует говорить — обновите EFI (UEFI) и все станет на места.

Майкл
Майкл
26.04.2016 11:25 пп
Ответить на  Alex

Ничего себе единственный минус! Это жирным минус!

У меня собственно такая же история, как и у Николая. БИОС убил таким сочетанием и еле откачали.

robigus
robigus
27.07.2020 9:24 дп
Ответить на  Alex

Это не минус,это полный крест на этом. Теперь понятно,для чего оно придумано! Оно ничего не улучшает,кроме наполнения карманов производителя и соответственно опустошения ваших!

Вадим
Вадим
21.05.2016 3:34 дп

Подскажите пожалуйста как можно поставить на ноут с уже установленной 10 и gpt диском еще одну систему в виде 7.
Просто когда дошло до установки вин7 она сказала что это гпт диск и отказалась устанавливаться.

Human_Potato
Human_Potato
30.07.2016 8:39 дп
Ответить на  Вадим

Как выше описано в биосе uefi ebabled , Secure Boot — disabled. У меня была та-же проблема записывай флешку через ultraiso!!! И в боот загрузке выбирай вариант uefi……

Human_Potato
Human_Potato
30.07.2016 8:42 дп
Ответить на  Human_Potato

Предварительно отдели кусок под раздел в каком-нибудь acronis-e…..только не форматируй :(хотя я точно уже не помню)

Alex
Alex
03.02.2020 2:16 дп
Ответить на  Human_Potato

А это «И в боот загрузке выбирай вариант uefi…» где ? В ultraiso выбирать вариант uefi или где?

Рашит
Рашит
17.09.2016 7:33 дп

Можно ли разбить винт на разделы и в одном разделе сделать GPT, а в другом MBR? Если можно, то как это сделать правильно? Какие нужны программы?
Может кто и делал ЭТО?

Kapalych
Kapalych
22.09.2016 4:11 пп
Ответить на  Рашит

Нет! Диск целиком может быть разбит либо в стиле GPT либо в MBR. Эти понятия (GPT и MBR)относятся только к физическим дискам, но никак не к их разделам

Владимир
Владимир
17.11.2016 10:53 дп
Ответить на  Kapalych

См. выше: »
Администратор(Автор)
Дорогие друзья в этой статье http://allerror.ru/zhelezo/v-chyom-raznica-mezhdu-gpt-i-mbr-pri-sozdanii-razdelov-na-diske.html
Мы узнали в чем разница между GPT и MBR, давайте узнаем как выполнять преобразование между MBR и GPT, читаем детальнее в этой публикации: http://allerror.ru/windows-7/kak-preobrazovat-mbr-v-gpt-disk.htm
»
Так что, Вы не правы.

Владимир
Владимир
21.12.2016 4:07 пп
Ответить на  Владимир

Я ошибся — Вы правы, но удалить пост не могу.

Владимир
Владимир
17.11.2016 10:53 дп
Ответить на  Рашит

Да:
«Администратор(Автор)
Дорогие друзья в этой статье http://allerror.ru/zhelezo/v-chyom-raznica-mezhdu-gpt-i-mbr-pri-sozdanii-razdelov-na-diske.html
Мы узнали в чем разница между GPT и MBR, давайте узнаем как выполнять преобразование между MBR и GPT, читаем детальнее в этой публикации: http://allerror.ru/windows-7/kak-preobrazovat-mbr-v-gpt-disk.htm
«

Владимир
Владимир
21.12.2016 4:07 пп
Ответить на  Владимир

Я ошибся — Kapalych прав, но удалить пост не могу.

ThomHarkness
ThomHarkness
22.11.2016 9:26 дп

Я так понял win7 все таки может работать с gpt, но почему же при установки Семерки, установщик выдаёт ошибку, если диск gpt и просит форматировать в mbr.

И хотелось бы узнать реальное приимущество gpt на практике, а на практике у обычного рядового пользователя не часто бывает один винт больше 2 тб, на котором тем более больше 4 разделов.

Владимир
Владимир
21.12.2016 4:18 пп
Ответить на  ThomHarkness

1. Посмотрите здесь: https://gravycon.ru/pc-doktor/ne-mogu-ustanovit-windows-na-vinchester-s-razmetkoj-gpt.html
2. Как я понял, GPT — ориентировано на будущее и несколько большая надёжность (читал, что не на много, т.к. создаётся те же две фиксированные таблицы со своими проблемами). Имеет смысл, если диск > 2ТБ или больше 4-х разделов на диске и нет желания использовать расширенный.

Олег
Олег
25.11.2016 8:51 дп

Подскажите пожалуйста!
Мне нужно создать LiveCD, которое будет использоваться на любой машине. Решил использовать загрузчик syslinux. И тут вопрос, что лучше использовать: GPT или MBR?
Важно, что бы грузилось и на BIOS и на UEFI разных архитектур.

Камиль
Камиль
15.12.2016 5:50 пп

Здравствуйте!Подскажите пожалуйста как объединить диски C и D на windows 10?Пытаюсь через AOMEI объединить не получается выдает
«Мастер не поддерживает расширение разделов на GPT-диске.

Василь
Василь
23.12.2016 10:55 пп

Доброго дня, знатоки, вот хочу на 2 Тб установить ВІНдовс, вибор впал на ХП (2 Гц проц 1 Гіг оперативи і мамка (SATA1) під ДДР 1). Подскажите кто знает как ХП-32 увидет HDD 3.5″ 2TB Toshiba 7200rpm 64MB SATA III?

Саня
Саня
28.12.2016 6:11 пп

Лично я использую только MBR. Под GPT система тупит, диск рвет в прямом смысле слова. Ну, и хрен поставишь при надобности 32 разрядную винду, а она бывает нужна при 4 и менее гиг оперативы.

Александр
Александр
10.02.2017 3:44 пп

predatorsss СПАСИБО ТЕБЕ ЗА ЕТУ ИНСТРУКЦИЮ!!!!! ОНА МЕНЯ СПАСЛА!!!!!!

Владислав
Владислав
28.09.2017 7:49 пп

Для Backup системы и приложений использую GHOST, которая восстанавливает данные системного диска из-под DOS путем загрузки образа системного диска через загрузку программы GHOST с USB-флеш-накопитель.
Сейчас системный диск использует MBR стандарт
Насколько я понимаю программа GHOST по битно восстанавливает системный диск!?

Вопросы:
При использовании диска со GPT стандартом смогу я использовать программу GHOST которая запускается из-под DOS?
Если нет, то какой программой из-под DOS возможно создать восстановить логический раздел, при этом важно чтобы сохранение и восстановление образа производилось с другого логического раздела или другого физического диска?

Дмитрий
Дмитрий
14.01.2018 3:14 дп

Виндоус перестал загружаться, думаю «что случилось?» Прочитав статью понял, что GBP пытается восстановиться. В моем случае это привело к тому что на диске образовалось куча дыр и на нем не осталось живого места. Игформацию не восстановить, хоть и видны папки и файлы.

Так в чем плюс GBP, если при попытках посстановления она убивает диск?

Андрей
Андрей
26.02.2018 6:51 дп

GPT имеет множество преимуществ, но MBR выигрывает в совместимости и всё ещё необходим в некоторых случаях. К тому же этот стандарт поддерживает не только Windows, его могут использовать Mac OS X, Linux и другие операционные системы.

В первом предложении ты описываешь и тот и другой стандарт. А во втором пишешь «этот стандарт» — так какой именно?!!????

Евгений
Евгений
28.03.2018 7:21 дп

Привет, для Линукса в наше время какой формат предпочтительнее? GPT или MBR?

Алексей
Алексей
25.12.2018 6:26 пп

Очешуеть! За материал спасибо. Но столько рекламы! Через каждый абзац по две рекламы. Всего в статье 23 рекламы. Если читать через телефон.
:evil:

Sergey
Sergey
26.01.2019 7:38 пп

Линукс спокойно работает с gpt.

pavel
pavel
14.11.2019 9:25 дп

MBR — GPT ?

Николай
Николай
16.12.2019 2:50 пп

У меня проблема. ОС 10-ка не ставится на винты с 1 ТВТ. Поясню: стоит на SSD (250) 7-ка. Хочу поставить 10-ку на другой диск 1 ТВт. 10-ка записана на флешку. Зашел в БИОС, пошла установка и когда доходит до вопроса Куда ставить? выясняется, что ПК не видит диски с 1ТВт, т. е. не предлагает на них установку. Зато все другие разделы больше 2-х ТВт видит (и 2, и 3, и 4 ТВт), но не видит 2 диска по 1 ТВт, куда на один из них хочу поставить 10-ку. Все диски, разделы отформатированы в NTFS. В чем проблема? Не могу ее… Подробнее »

INT1
INT1
15.02.2020 6:41 пп

Неплохая статья, но хорошо бы писать расшифровку аббревиатуры от «родителей» MBR- Master Boot Record, GPT- GUID Partition Table. Мне например, так проще запоминается.

Владимир
Владимир
02.04.2020 9:40 дп

Хочу установить linux рядом с windows, компьютер с uefi, что выбрать при установке, gpt или mbr?

Василий
Василий
10.04.2020 9:49 пп

Такой вопрос, а как можно стандарт mbr поменять на gtp, ибо я не могу поставить Винду(до этого проблем не было никогда) старая винда форматнута, а новая не ложится….

60
0
Оставьте комментарий, пожалуйста!x
()
x